Будить меня на завтрак пришла неряшливая девица с растрёпанными волосами. Выгнав её за дверь, я кое-как сама натянула на себя балахон, ещё раз провела по лицу белилами, и вышла в холодный тёмный коридор. По дому, как сонные мыши слонялись слуги, из кухни слышались раздражённые крики повара. Дождавшись, когда в коридоре никого не останется, я проскользнула в комнату Анетты. Та уже оделась, и расчёсывала свою светлую косу.
- Завтрак? – спросила она холодным тоном, будто бы не узнавая меня. Я сразу поняла, в чём дело – за нами кто-то следил. Обернувшись, я увидела маленькую серую горничную, которая торопливо застилала кровать.
- Да, госпожа. Все уже ждут нас внизу.
- Хорошо, я скоро буду готова.
Когда мы спустились, в столовой стояла гнетущая тишина. Вся семья уже сидела за столом, и я внутренне напряглась, ожидая, что сейчас придётся спасаться бегством, но… на меня не обратили ни малейшего внимания, собственно, как и на Анетту. Герцог Куно де Виттрам сидел во главе стола, и нетерпеливо ждал, когда подадут завтрак, герцогиня сидела рядом, выпрямившись, как струна с навечно приобретённым выражением брезгливости на слишком худом лице. Младший брат Анетты – мальчик лет двенадцати – сидел напротив нас и выражал собой само олицетворение скуки. Его бледно-болезненный вид не добавлял оптимизма в окружающую обстановку. Наконец, принесли кашу из пшена, фрукты и вино. Все одновременно встали, чтобы прочесть благодарственную молитву, а затем, всё так же молча принялись за еду. Анетта ни разу не подняла глаз от стола.
- Сестра Марта, – внезапно прозвучал голос герцогини. Я подняла глаза – вы сегодня чересчур бледны. Вы не больны? Если так, у нас есть немного saccharon, мы могли бы одолжить его вам.
Я чуть не подавилась. Анетта подозрительно закашляла в руку.
- Нет-нет, благодарю. Со мной всё в порядке.
- Как знаете. Прошу вас, останьтесь после трапезы на минутку, я хочу поговорить с вами об успехах моей дочери.
- Конечно. – К сожалению, это могло означать всё, что угодно.
Наконец, герцог наелся, и все со вздохом облегчения встали из-за стола, дабы завершить эту немыслимо затянувшуюся трапезу очередной молитвой. После того, как все разошлись по своим делам, герцогиня села в большое неудобное, но модное кресло возле камина, и позвала меня к себе.
- Сестра Марта, надеюсь, вы помните, что не так давно мы разговаривали с вами о том, что моей дочери сделали предложение? Признаться, я и сама ещё не совсем в это поверила. Девочке уже восемнадцать лет, ей предстояло пойти в монастырь через год. Однако, от брака с Альбертом Бартом мы не можем отказаться. Итак, я прошу вас, подготовьте мою дочь как следует. Вы, должно быть, женщина образованная – при этих словах герцогиню едва заметно передёрнуло – Альберт тоже считается одним из ведущих умов. Пускай Анетта выучит несколько стихов из библии, или из греческих од… но только без глупостей. Вы меня понимаете?
Я судорожно кивнула.
- Хорошо – она встала – в таком случае, с сегодняшнего дня ваши занятия будут длиться… на два часа больше.
Герцогиня вышла из зала, и направилась к себе, и буквально в этот же момент из-за других дверей выглянула Анетта.
- Отлично – мрачно сказала она – я так и думала.
- Ты о чём?
- Да так… ладно, зато у нас с тобой будет в два раза больше свободного времени. Точнее, времени для занятий.
Быть наставницей оказалось не так легко, как я думала. В доме единственной книгой оказалась библия с картинками. На первой картинке была изображена пара, в совершенно недвусмысленной позе, которая, вероятно, изображала Адама и Еву. При этом Ева опиралась на Древо познания. Далее следовали Моисей и Огарь, Самсон и Далила, затем… затем было не совсем понятно, то ли это были Давид и Ионфан, то ли Давид и Вирсавия. В любом случае, художник явно работал с большим воодушевлением, и это чувствовалось в его творениях. Недоставало только Валаама и его ослицы, для полного комплекта. Правда, даже такое издание, думаю, привлекло немало людей к христианской вере. Об этом свидетельствовал хотя бы тот факт, что книгу мне пришлось доставать лично из покоев герцога, и тот с большой неохотой её мне одолжил.
Однако, делать было нечего, и латынь пришлось изучать именно по этой книге с картинками. Анетта то и дело заливалась безудержным смехом, поэтому дело продвигалось медленно.
Как-то раз герцогиня решила лично проверить достижения своей дочери, и даже привлекла к этому своего безразличного ко всему супруга. Понятное дело, что ни одного стиха из библии Анетта так и не выучила, но пару историй из ветхого завета читала уже не плохо. Поэтому открыв книгу перед родителями, она с невинным видом заявила, что будет рассказывать по картинкам, ибо так она лучше запомнила. Прочитав историю про Давида и Ионфанта практически без запинки, она удостоилась сдержанной похвалы, и больше нас с этим не трогали.
Через некоторое время Анетта выучила латынь, и даже сумела правильно воспроизвести пару элементарных заклинаний. По ночам мы проводили практические эксперименты, совмещая природную силу, заключённую в Анетте и мои теоретические знания. Результаты превосходили все мои ожидания, но в доме все делали вид, что ничего не замечают. Один раз на новолуние мы вылетели в лес.
Но, наконец, настал тот момент, когда все мои знания закончились, и стала необходима дополнительная литература.
Комментариев нет:
Отправить комментарий